Заниматья с детьми следует начинать с тех самых пор, когда малыш сможет удерживать в ручке предмет. Каким видом творчества заниматься зависит от возраста ребенка, его склоностей к способам познания окружающего мира.
В процессе творчества происходит самовыражение ребёнка, профилактика психосоматических заболеваний, выражение различных эмоций, проработка чувств и состояний, например, страхов (можно смять пластилинового волка или порвать нарисованного, а также придать ему положительные черты ), избавиться от разрушительных тенденций и негативных накоплений. При этом возникает чувство близости с мамой, чувство сопричастности к общему делу, ощущение заинтересованности взрослого делами малыша, снятие давления авторитета и силы родителей.
В процессе заятий развивается воображение, необходимое для развития мозга, это станет заметнее позже — в школе. Также формируются зачатки креативности, дети учатся мыслить самостоятельно, творчески, не по предложенным шаблонам и схемам, учатся логическому мышлению. И всё это в процессе своей работы, не черпая информацию из книг или объяснений взрослых. Это очень важно!
Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторику, интеллект. При работе с природными материалами появляется чувство единения с природой, бережное отношение к её дарам.
При работе с подручными средствами – типа ненужных коробочек и баночек – развивается креативность, ребёнок придумывает, что можно сделать из коробки из-под овсяной каши – высотный дом, машину, гараж, кукольный домик или кроватку, а может что-то еще.
В творчестве можно решать возможные психологические проблемы, давать выход эмоциям. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, то пусть крокодил будет именно зелёным и злым; а если у малыша период разрушения догм или фантазирования, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Такие занятия дадут возможность Вашим вещам в доме оставаться на своих традиционных местах…
Продукты творчества могут стать участниками ролевой игры, героями настольного театра.
Домашняя выставка детского творчества развивает у ребёнка ощущение своей значимости, ценности, придаст уверенности в личных способностях и умениях.
В процессе творчества развивается эстетическое чувство, вкус и тяга к прекрасному.
Правила для таких занятий обычно бывают следующие:
1. Для начала нужно подготовить рабочее место: застелить пол под столиком большой клеёнкой, положить на столик подкладки, подготовить сразу все необходимые материалы и инструменты. По возможност нужно использовать безопасрые и нетоксичные материалы и инструменты.
2. Затем переодеть малыша в удобную одежду, которую нежалко будет испачкать клеем или краскам, или надеть фартук.
При работе с ножницами лучше пользоваться специальными детскими ножницами с тупыми концами, при этом объясняя, как надо пользоваться острыми предметами, каким концом подавать их. Как только малыш освоит эти правила, можно перейти на использование обычных ножниц, но всё равно строго под Вашим контролем. Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка одного с ножницами. До этих пор те детали, которые неудобно вырезать детскими ножницами, вырезайте сами – обычными.
Безопасность – это очень важно, но нельзя совсем лишать детей опыта общения с острыми предметами. Следует с самого раннего возраста объяснять, как с ними следует обращаться, давать подержать в ручках, но никогда не оставлять одного. Пусть малыш осторожно потрогает острие иголки или вязальной спицы в Вашем присутствии, пусть усвоит правила обращения с ними.
До тог, как малыш научится пользоваться кисточкой, клей лучше брать в виде карандаша, чтобы малыш мог сам намазывать клеем тонкие детали.
Если у Вас несколько детей разного возраста, можно распределить между ними «обязанности» опираясь на их возраст и умение: один вырезает, другой намазывает клеем, третий — приклеивает. Дети постарше могут «доработать» мелкие детали. Малыш 6 прекрасно делает «снег», «травку» из обрывков бумаги.
При занятиях следует учитывать темперамент ребёнка, определяющий время, в течение которого он может неотрывно заниматься одним видом деятельности. Поэтому не стоит от подвижного активного малыша ожидать усидчивости. Чтобы не отбить желание творить, лучше позволять отвлекаться на другие игровые виды деятельности или проводить с малышом физ. минутку, пальчиковую гимнастику или отвлечение на лёгкий перекус, если это не противоречит его режиму и диете.
Больших успехов удаётся достичь в таком виде творчества, в котором ребёнок более всего заинтересован. Например, можно предложить из пустого пакета из-под сока сделать жилой высотный дом с окошками, из флакона из-под шампуня сделать автомобиль-цистерну, из коробочки из-под подарочной кружки – гараж для нового игрушечного грузовичка. Может быть, ребёнок сам заметит, что макаронины-ракушки очень напоминают домик улитки, а из коробочки от плавленого сыра прекрасно получится кроватка для пупсика или домик для зайчика… Безграничны возможности детского творчества.
Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка, если он не хочет ничего делать. Если это просто момент временного отказа от занятий, то можно просто дождаться, пока малыш сам снова проявит желание творить. Если же отвержение творчества носит систематический и стабильный характер, то сначала можно попробовать поместить ребёнка в коллектив детей его возраста, с увлечением занятых творчеством или просто дома делать что-то самой маме. Если это не помогает, можно выждать какое-то время и попробовать снова. Всегда остаётся возможность обратиться к профессиональному детскому психологу.
Во время творческой работы категорически нельзя ругать ребёнка за неудачи, неосторожность. Даже если малыш что-то приклеил криво, надо похвалить его за работу, за попытку, за старание, и обязательно отметить то, что у него получилось наиболее хорошо. А потом можно аккуратно сказать, как можно будет в следующий раз улучшить какие-то детали, которые получились хуже. Готовую работу следует показать всем членам семьи, чтобы они оценили и похвалили ребёнка. С работой ребёнка нужно обращаться бережно. Её лучше поставить на полочку, го детского творчества.
Лучше начинать с поделок, которые ребёнок точно сможет выполнить. Первые задания должны быть заведомо легче, чем ребёнок мог бы сделать. Это позволит ему почувствовать себя уверенно. Похвала и восхищение его творчеством обязательны. Со временем, когда малыш поймёт, что его действия одобряются, можно усложнять задания, вводить новые элементы, в более сложных случаях можно чем-то помочь малышу, чтобы он не ощущал себя неумехой. Помощь должна осуществляться в необходимом ему объёме. То, что малыш может сделать сам, пусть делает сам.
Ни в коем случае не становитесь в позу поучающего педагога. Просто творите вместе и получайте удовольствие!
После окончания работы вместе наводите порядок: пусть малыши отнесут в мусорное ведро обрезки, клеёнки и фартуки – в ванную, инструменты – на место, более старшие могут пропылесосить комнату или принять участие в отмывании подстилок и клеёнок. Чтобы привить привычку – убирать за собой – не стоит наказывать или принуждать командным тоном, пусть это будет такая же игра, как и другие. Главное, делайте всё вместе, сами при этом шутите и улыбайтесь, а не ворчите. И тогда совместное творчество принесёт удовольствие и пользу одновременно!
|
Добавить комментарий