В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, чат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев несколькими упражнениями, ребёнок сможет «рассказать руками» целые истории.
7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
С какого возраста можно начинать выполнять пальчиковую гимнастику?
6-7 месяцев: ежедневный массаж по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
— поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз,
— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк,
— растирать пальчики спиралевидными движениями,
— выполнять пассивные упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом, т.е. сгибать, разгибать пальчики малыша.
С 10 месяцев учить:
— катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера,
— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина,
— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно,
— постепенно от пассивной гимнастики переходить к самостоятельному выполнению ребёнком упражнений для пальчиков и кистей рук.
МОЕМ РУЧКИ
Ах, вода, вода, вода! — ритмично потирать ладошки, имитируя
Будем чистыми всегда! мытьё рук
Брызги – вправо, брызги – влево — пальцы сжать в кулачок, затем с силой
Мокрым стало наше тело! выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку
Полотенчиком пушистым — энергичные движения имитируют
Вытрем ручки очень быстро. поочерёдно вытирание каждой руки полотенцем
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим! — прямыми, напряжёнными ладонями
Мы капусту рубим! имитируем движения топора: вверх-вниз
Мы капусту режем! — энергичные движения прямыми ладонями
Мы капусту режем! вперёд-назад
Мы капусту солим! — пальцы собраны «щепотью», «солим
Мы капусту солим! капусту»
Мы капусту жмём! — энергично сжимаем пальцы в кулаки то
Мы капусту жмём! одновременно на двух руках, то поочерёдно
Мы морковку трём! — пальцы одной руки сжаты в кулак и
Мы морковку трём! совершают ритмичные движения вверх-вниз
по ладони другой руки. Затем меняем руки
ЗАЙЧИК
Кто там скачет на лужайке? — указательный и средний пальцы вытянуть
Это длинноухий зайка! вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем
Зайка серенький сидит — сгибать и разгибать указательный и
И ушами шевелит средний пальцы (вниз-вверх) на счёт «раз-
Раз-два, раз-два. два»
И ушами шевелит.
НОЖНИЦЫ
Режу, режу, ткань верчу, — большой, безымянный палец и мизинец
Научиться шить хочу! прижать к ладони. Указательный и средний
пальцы вытянуть вперёд. Они то расходятся,
то сходятся, имитируя движения ножниц.
ВИЛКА
Вилкой мы едим сосиску, — указательный, средний и безымянный
Макароны и редиску. пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и
напряжены. Большой палец прижимает
мизинец к ладони. Удерживать под счёт до 5-10.
Добавить комментарий