В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Помочь вашему малышу овладеть грамматическим строем языка поможет , так как игра – это основная форма обучения детей дошкольного возраста.
Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал.
У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка («Вкусняшки». Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» на тарелочку, затем вы.) По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение.
«Назови ласково и сделай маленьким» (образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, всё становится маленьким: был стол – стал столик… (кровать — кроватка; стул – стульчик; ведро — …, воробей -… и т.п.)
«Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных).
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега …
«Назови детёнышей». «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе).
У мамы с папой родился ребёнок. У животных рождаются детёныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята). У собаки — …, у козы — …, у волка — …, кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок)…
У котят мама — кошка, а папа — кот. У щенят мама…, а папа …, у телят мама …, а папа … и т.д.
«Доскажи словечко».
Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).
«Назови одним словом» (образование сложных слов).
Пыль сосет – пылесос, сам летает -…, сам катится -…, сам варит -…, везде ходит -…., по луне ходит -…, сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…
«О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже).
Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…
«Один – много». «Много – один».
Стул — стулья… Столы — стол…
«Есть – нет». «А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже).
Взрослый: У меня есть свежая капуста. – Ребенок: А у меня нет свежей капусты. Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…
«Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными).
Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.
«Скажи правильно» (исправь предложение и скажи правильно).
В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
«Когда это бывает?»
Последовательность времен года и их признаки, месяцы, дни недели и их последовательность, время суток (понятия: сегодня, завтра, вчера).
«Что перепутал Незнайка?»
Я завтра утром плотно позавтракал. Вечером на завтрак я съел котлету и салат и т.п.
Обязательно поддерживайте у ребёнка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!
Добавить комментарий